Расхожее суждение о том, что Италия – это музей под открытым небом, во многом справедливо. Кроме того, можно с уверенностью добавить, что эта удивительная по красоте страна является еще и настоящим музеем садового искусства. В какое бы время года любитель садов ни приехал в Италию, он всегда найдет, чем полюбоваться и чему поучиться. Есть немало садов, которые открыты круглый год, а уж с марта-апреля и до глубокой осени подавляющее большинство из них принимает посетителей. Встречаются, однако, и ограничения. Отнюдь не все сады гостеприимно встречают посетителей распахнутыми ажурными воротами – иной раз попасть за высокие каменные стены удается только после неоднократных переговоров с хозяевами сада или с его администрацией. Ведь многие сады и парки находятся в частном владении и окружают палаццо, в котором скромно проживают сами хозяева.
Благодаря своему географическому положению и особенностям рельефа, Италия как нельзя лучше подходит для декоративного садоводства. Стоит взять немного севернее – как вырастают холодные заснеженные Альпы, чуть южнее – и оказываешься в местах, где немилосердное Солнце уже к началу лета высушивает нежную зелень. Южная Италия тоже отчасти страдает от летнего зноя, и хотя при достаточном орошении здесь получают до четырех урожаев в год, деревья, кустарники и травы нарастают, в основном, в течение прохладной и влажной зимы.
Зато в северных и центральных районах страны, защищенных с севера высокими горами и омываемых теплыми морями, складываются замечательные условия для устройства и возделывания садов. Очевидно, такие условия существовали и раньше, доказательством чему служат подробные описания великолепных античных садов при виллах Древнего Рима.
В нынешней Италии можно встретить очень непохожие друг на друга сады, решенные в разных стилевых направлениях. Но основной интерес вызывают классические итальянские регулярные сады на террасах, раскинувшиеся на живописных склонах гор. Многим из этих восхитительных образцов садово-паркового искусства удалось сохраниться со времен эпохи Барокко и даже позднего Ренессанса.
На самом севере страны, почти на границе со Швейцарией, расположены изумительной красоты озера Комо и Маджоре, со всех сторон окруженные горами. В этих местах, славящихся благоприятным микроклиматом, позволяющим прекрасно расти пальмам, магнолиям и бананам, прибрежные виллы с садами начали строить с римских времен. Расцвет строительства вилл, часть из которых можно смело назвать дворцами, приходится на XVI-XIX века.
Среди наиболее впечатляющих садов на севере Италии, первенство, несомненно, принадлежит садам Изола Белла, в середине XVII в. разбитым при дворце в стиле Барокко на небольшом одноименном островке, омываемом водами озера Маджоре. Поддерживаемый в прекрасном состоянии дворцовый комплекс с садами, уступами, спускающимися к воде, занимает почти весь остров. С верхней террасы, своеобразного бельведера, открывается великолепный вид на горы, озеро и регулярный партер, украшенный узорами из низких боскетов стриженого самшита с яркими пятнами летников внутри. Противоположную сторону террасированного склона украшает грандиозный водный театр с многочисленными гротами, фонтанами и скульптурами, у его подножия разгуливают и пронзительно кричат удивительные павлины белого цвета. Уступы театра увенчаны изваянием единорога – символа графского рода Борромео, владельцев острова. Сады изобилуют множеством декоративных растений, среди которых камфорные деревья, разноцветные камелии и рододендроны, кусты мирта и барбарисов, а также лимонные и апельсиновые деревья в терракотовых контейнерах. Этот сад не хочется покидать – когда катер отчаливает от пристани Изола Белла, взгляды возвращающихся на большую землю остаются надолго прикованными к прекрасному острову.
Еще один изысканный сад с большой коллекцией редких растений располагается на берегу озера Комо. Он опоясывает виллу Карлотта, построенную в 1745 году герцогиней Сакс-Мейнинген. В дизайне сада сочетаются элементы регулярного и ландшафтного стилей. Как часто бывает в таких случаях, виллу окружает формальный сад: у основания спускающихся террас устроены шпалеры из камелии, круглый водоем с фонтаном, симметричные цветники, непроницаемые боскеты скрывают уединенный “секретный” сад. Террасы и балюстрады декорированы плетистыми розами, жасмином и другими вьющимися растениями. В некотором отдалении от виллы начинается пейзажная часть: лесистая лощина, засаженная древовидными папоротниками, роща японских кленов, декоративные группы магнолий, пальм и эвкалиптов, а спускающиеся лианы и цветущие орхидеи создают уголок, напоминающий настоящие джунгли.
Оставляя за спиной Альпы, продвигаемся на юг и попадаем в предгорья Аппенин. Это область Тоскана, край необозримых виноградников, полей, садов, серебристых оливковых рощ и питомников декоративных растений. Со времен восхождения к вершинам власти знаменитого семейства Медичи, здесь начинает появляться все больше и больше роскошных вилл с садами, вписанных в замечательный по красоте окружающий ландшафт. В относительно небольшом по площади треугольнике с вершинами в древних городах Сиене, Флоренции и Пизе насчитывается несколько десятков уникальных садов, достойных посещения и изучения.
Один из них – сад при вилле Торриджиани, или, как ее еще называют, вилле камелий, построенной в начале XVI века. Один из первых хозяев виллы, маркиз Николо Сантини, был близко знаком с великим ландшафтным художником Андре Ленотром, творцом Версальских садов. По проектам Ленотра сооружается изумительный парк, объединяющий черты парадного французского классицизма и итальянского барокко. Как и на вилле Карлотта, регулярный парк в начале XIX в, в период увлечения ландшафтным стилем, был частично переделан в пейзажный. Величественную виллу стали окружать обширные газоны и посадки экзотических деревьев, привезенных из разных концов света: лириодендронов, болотных кипарисов и ливанских кедров – настоящая ботаническая коллекция. Сохранились, однако, и многие элементы старинного регулярного сада: огражденный “секретный” сад Флоры с таинственным гротом Семи Ветров и курьезными фонтанами, нарядный круговой партер, по форме напоминающий раскрытый цветок камелии – символа сада, где лепестками служат округлые боскеты из стриженого самшита, внутри которых весной высаживают яркие тюльпаны и анютины глазки. Замыкает регулярную часть сада прямоугольный рыбный пруд, украшенный статуями, маскаронами и горшечными лимонными деревцами, ветви которых сгибаются под тяжестью желтых плодов.
Сады виллы Гарцони, находящейся в окрестностях древней Лукки, живописно расположились на склонах невысокой горы. Три террасы с балюстрадами и гротами поднимаются над торжественной партерной частью, украшенной цветниками, боскетами и удивительными топиарными фигурами, выстриженными из тисса и самшита. С горы спускается замшелая водяная лестница с загадочными изваяниями, по ступеням которой каскадом бежит вода. Под таинственной сенью высоких деревьев прячутся уютные кресла и столики из красной терракоты, дорожка от купального домика ведет к бамбуковая роще, а под каменным мостом скрывается уединенный зеленый лабиринт – эхо былых развлечений эпохи Барокко. Старая сказка, да и только!
Тоскана дарит встречи со многими замечательными памятниками ландшафтной архитектуры, это и роскошные сады принадлежащей роду Медичи виллы Петрайя под Флоренцией, и грандиозный парк виллы Реале с его водным партером и зеленым театром, в котором когда-то давал концерты непревзойденный виртуоз Николо Паганини, и сады Боболи в центре самой Флоренции – настоящая сокровищница садовых украшений, скульптур и малых форм. Даже поверхностное знакомство с самыми интересными садами займет несколько дней, главное, чтобы хватило пленки или объема карточек памяти в вашем фотоаппарате. А ведь впереди еще встреча с садами Рима и столичной области Лацио!
Считается, что в Риме и его окрестностях, архитектурная составляющая садов преобладает над их растительным наполнением. Быть может, в этом есть доля истины, однако на взгляд обитателя средней полосы России, не особенно избалованного видовым и сортовым разнообразием садовой флоры, с биологическим разнообразием в этой области Италии все в полном порядке. Амплитуда чрезвычайно широкая: от ольхи до бамбука, от березы до олеандра, а кое-где на сухих местах – целые коллекции кактусов. Практически во всех садах можно увидеть многочисленные интродуценты – редкие виды из далеких стран, ведь собирательство растений было излюбленным занятием многих владельцев вилл и поместий в Италии со времен эпохи Возрождения.
В 30 км от Рима, в местечке Тиволи сохранились остатки богатейшей виллы “Тибуртина” императора Адриана, построенной почти 19 веков назад. Величественные руины, частично восстановленные, когда-то представляющие собой огромный комплекс зданий, вдохновляли многих итальянских садовых художников эпохи Возрождения на сооружение своих удивительных садов, впитавших дух античности. Особенное впечатление оставляет многообразие использования воды на территории виллы: водные сооружения, в той или иной степени реконструированные, включают рыбный пруд, узкий канал “Канопус” с белоснежными колоннами, арками и скульптурами по берегам и водоем “Морской театр”. Кроме того, существовали грандиозные бани-термы, изысканные фонтаны и сложная система водопровода. Многие элементы парковой архитектуры, широко применявшиеся в садовом строительстве последующих эпох, были хорошо известны древним создателям замечательной виллы.
Вне границ повествования остались многие великолепные садово-парковые комплексы центральной области Лацио, такие, как вилла Ланте – царство симметрии и геометрической регулярности, вилла д’Эсте – настоящий праздник воды, вилла Альдобрандини с уникальным водным театром, “Парк монстров” с загадочными каменными изваяниями в Бомарцо и целый ряд других, по-своему не менее интересных. Стоит лишь раз побывать в садах Италии, прикоснуться к их богатейшей истории и окунуться в их романтическую атмосферу. Увы, этого окажется достаточно, чтобы навсегда заболеть ими и в мечтах своих снова и снова возвращаться к ним.