Съемка растений. Интервью для сайта садового центра «Империал Гарден».
В чем особенность съемки растения? (отличия от съемки природы, людей, архитектуры и т. п.?)
В наши дни фотографом считает себя практически каждый. Для того чтобы сделать приличный снимок, теперь вовсе даже не обязательно покупать фотоаппарат — смартфоны научились снимать совсем неплохо. В то же время, если рассматривать на большом экране или на масштабной распечатке фотографии растений, цветов, сделанные смартфоном и хорошей камерой, то можно пока еще заметить существенные различия в качестве изображения. Чтобы получать удовольствие от снимков растений, нужно добиваться их высокой детализации и правильной цветопередачи, верно оценивать экспозицию, избегая в кадре «выбеленного» неба и черных провалов в тенях. Ну, а знание правил композиции помогает сделать фотографии еще более привлекательными, независимо от того, чем сделан снимок.
Съемка растений имеет определенное сходство с портретной съемкой. В обоих случаях необходимо находить наиболее выгодный ракурс и точку съемки, обращать внимание на качество и состояние объекта, учитывать технические характеристики используемого фотооборудования, выбирая подходящие значения диафрагмы, выдержки и фокусного расстояния объектива. Одно и то же растение можно снять совершенно по-разному, точно так же, как портрет модели крупным планом и портрет в интерьере будут сильно отличаться друг от друга.
Но существуют и различия. Растения не заставишь поменять положение, изменить позу, иногда бывает сложно выбрать хороший ракурс. Это относится как к съемке в природных условиях, так и в питомниках, где растения могут расти или быть выставлены близко друг к дружке. Есть, конечно, отличия и от архитектурной съемки. Фотографирование растений в большой степени зависит от погодных факторов — стоит подняться ветру и съемка будет сильно затруднена. Хотя, с другой стороны, в ветреный день удается делать интересные художественные снимки растений. Опять же состояние растений и их внешний облик довольно быстро изменяются в течение вегетационного периода и чтобы ухватить, скажем, цветение вишен или яблонь в хорошую погоду, приходится, что называется, ловить момент.
Наиболее распространённые ошибки при сьемке растений.
Такие ошибки достаточно типичны. Это недостаток навыка в выборе правильной экспозиции. Динамический диапазон между самыми темными и самыми светлыми областями на снимке, характеризующий контрастность объектов в пределах кадра, может быть очень высокий. Поэтому снимки нередко получаются передержанными в светлых местах (например, белые или ярко-желтые цветы) или недодержанными — в темных. Чаще отмечается передержка, о которой многие камеры предупреждают миганием пересвеченных областей снимка.
У начинающих фотографов, которые снимают в формате jpeg, часто встречается неправильная цветопередача в кадре. Тогда розовый тюльпан может оказаться сиреневым, а кленовый лист — салатовым вместо зеленого. Избежать этой ошибки позволит грамотная установка баланса белого, предусмотренная в каждой фотокамере.
Много неприятностей начинающему фотографу приносит смазанность кадра, получившая среди фотографов наименование «шевеленка». Так называют нерезкий снимок, который получается при дрожании рук во время съемки или от вздрагивания камеры при резком нажатии на кнопку спуска. Шевеленка обычно получается при длинных значениях выдержки, что особенно надо учитывать в условиях недостатка света. Бывает, что единственной возможностью качественно снять растение бывает использование фотоштатива. Часто встречаются также композиционные ошибки, неумение выбирать оптимальное фокусное расстояние объектива и рассчитывать глубину резкости.
Выбор света. На что обратить внимание. Самое важное.
Как и в других жанрах фотографии, при съемке растений освещение имеет решающее значение, ведь оно может быть очень разным: контрастным и рассеянным, фронтальным и боковым. Для получения наиболее выразительных снимков рекомендуют выбирать утренние и вечерние часы, особенно это важно в летний период. Свет в это время менее яркий, более теплых оттенков, поскольку жесткость солнечных лучей гасится большой толщей атмосферного воздуха. Мягкое, боковое освещение косыми лучами солнца подчеркивает фактуру объектов и создает красивый свето-теневой рисунок, усиливающий объемность снимка.
В солнечные дни важно учитывать направление света. Наименее интересные, плоские снимки получаются при фронтальном освещении (солнце за спиной фотографа). Гораздо выгоднее боковой свет, проявляющий рельефность стеблей, фактуру строения цветков и жилкования листьев, к тому же самые яркие области неба вблизи солнца при этом в кадр обычно не попадают и снимок не засвечивают.
В облачные дни, когда свет рассеянный, малоконтрастный, на снимках хорошо передаётся форма и цвет объекта. При таком освещении удаётся отобразить все тонкости анатомического строения цветков, листьев, побегов. А для создания романтических снимков можно снимать растения в туманные дни, а также в лучах встречного, контрового солнечного света, что заставляет цветки как будто светиться изнутри.
В чем особенность уличных съемок и фото в помещении
В каждом случае есть свои преимущества и свои недостатки. На улице обычно светлее, чем в помещении, конечно если речь не идет о вечерней или ночной съемке. Соответственно, в помещении приходится использовать искусственный свет (вспышки, осветители), преимущество также имеют светосильные объективы. В то же время в помещении отсутствует ветер, мешающий съемке, а освещение практически не меняется в процессе фотосессии, как это может происходить на открытом воздухе. Однако, обладая некоторым опытом, и в том и в другом случае можно сделать замечательные снимки растений.
Три самые главных составляющие хорошей фотосессии растений
Первое — Четко осознавать цель съемки растений, применяя разные подходы либо для простой технической фиксации или создания художественного образа.
Второе — научиться приспосабливаться под те условия освещения, которые сложились в данный момент на объекте.
Третье — уметь правильно подбирать фототехнику и настройки камеры для каждой задачи, хорошее знание «матчасти» помогает всегда.
Ну и наконец, нужно любить растения и понимать их природу.
Андрей Лысиков, к. б. н., ландшафтный консультант, ландшафтный фотограф, член Союза фотохудожников России, член Союза фотографов дикой природы.